Двухлетний мораторий выдержан: подходы к индексации стоимости проезда в общественном транспорте Самары обсудили на Трехсторонней комиссии
В Администрации Самары продолжается рассмотрение вопроса о необходимости изменения стоимости проезда в общественном транспорте. Отметим, что предложения с обоснованием индексации, вариантами тарифной сетки, возможностями сохранения льгот всегда предварительно проходят процедуру обсуждений. Так, сегодня состоялось заседание Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В повестку включили ряд важнейших направлений – это и расчеты для определения оптимальных тарифов на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, и сравнительный анализ в разрезе практик других городов, включая миллионники, в которых подобные меры уже приняты, и рассмотрение условий поддержки льготных категорий граждан, и обоснование всевозможных вариантов стабилизации ситуации в отрасли пассажирских перевозок в целом.
Перед началом обсуждения руководство профильного городского департамента отметило, что индексация стоимости поездок – это не только вынужденная мера, но и своевременная. Двухлетний мораторий в части сохранения тарифов выдержан: тарифной комиссией расчеты были выполнены в конце 2019 года; согласно постановлению, подписанному в Администрации Самары, существующие цены на проезд начали действовать с 1 января 2020 года и с тех пор не менялись. Сейчас, в преддверии 2022 года, подходы к индексации вновь актуальны, и для этого имеется ряд весомых предпосылок.
«За последние 2 года произошли, прежде всего, существенные экономические изменения. Увеличилась стоимость горюче-смазочных материалов, запчастей, электроэнергии. Так, в 2019 году цена газомоторного топлива составляла 14, 44 рубля за 1 кубометр, а в 2021 году – уже 18,71 рубля за кубометр, то есть рост составил 29,5%. Стоимость электроэнергии повысилась с 5,09 рубля за 1 кВт/ч до 5, 49 кВт/ч. При этом на выручку перевозчиков повлияла пандемия новой коронавирусной инфекции – пассажиропоток значительно снизился», – отметил заместитель руководителя Департамента транспорта Администрации г. о. Самара Юрий Тапилин.
В целом в прошлом году во всех видах общественного транспорта перевезли на 28% пассажиров меньше, чем в позапрошлом; в 2021 году этот уровень сохранился и составил 72% от уровня 2019 года. Это создает предпосылки роста долговых обязательств перевозчиков. Частично финансовые потери компенсированы субсидиями из бюджетов различных уровней. Однако, даже с учетом принятых мер недополученные доходы перевозчиков в 2020 году суммарно составили свыше 400 миллионов рублей.
«Особенно предприятия почувствовали это в марте, апреле и мае 2020 года, когда пассажиропоток упал и вовсе до 44%. И только к сентябрю 2021 года он начал постепенно восстанавливаться. А за этим стоят жители, трудовые коллективы, работа транспортной отрасли. Призываю всех с пониманием относиться к предлагаемым мерам, несмотря на то, что любое повышение стоимости – не из приятных для любого человека. Поэтому к проблематике нужен взвешенный подход. Именно по такому принципу мы и работаем, – подчеркнул Первый заместитель Главы г. о. Самара Владимир Василенко. – Для города это серьезный шаг. Мы готовили несколько предложений, с которыми выходили и на общественные объединения – было много таких встреч, и точки соприкосновения найдены. А сегодня на заседании Трехсторонней комиссии мы представили уже консолидированное решение».
Отметим также, что фактическая стоимость проезда гражданам обходится в разы меньше, нежели по утвержденному так называемому расчетному тарифу. Самая внушительная разница – в метрополитене, где расчетный тариф на 2021 год – 80 рублей 16 копеек.
К тому же, учитывая, что почти каждый второй – льготник, финансовая нагрузка на транспортные предприятия колоссальная.
Финансовая ситуация напрямую влияет на кадровый состав. Основной причиной «оттока» кадров является неконкурентоспособная заработная плата. Неудовлетворенность заработной платой высказывает большинство увольняющихся работников.
Поэтому назрел вопрос очередной индексации заработной платы водителей и кондукторов, в частности, МП «Трамвайно-троллейбусное управление», поскольку в этой категории работников нуждаются особо остро, и открытые вакансии имеются постоянно. Напомним, до 2019 года в течение нескольких лет уровень заработков в данном предприятии оставался неизменным. В настоящее время, если «отталкиваться» от штатного расписания, в «ТТУ» не хватает 346 водителей (при этом 18 человек уволились за год) и 482 кондуктора (при этом 28 человек покинули службу за последние 2 года). В «ТТУ» дефицит водителей составляет 34% от штата, кондукторов – 47% от штата. Зарплаты персонала «ТТУ» с момента предыдущего повышения стоимости проезда проиндексировали трижды: в частности, на 5% в 2020 году, а также в 2021 году сначала на 3,6%, затем от 5% до15% - в зависимости от категории работников. Это удалось реализовать, в том числе, благодаря активной поддержке отраслевого профсоюза ЖКХ. На Трехсторонней комиссии представители профсоюзных организаций услышали заверения о том, что такая практика будет сохраняться для сохранения многотысячных трудовых коллективов. Однако, не нужно забывать, что прибавки заработной платы часто «нивелирует» уровень инфляции: в 2020 году индекс роста потребительских цен составил 3,8%, прогноз на 2021 год – еще порядка 6%. Тем временем более 35% водителей в настоящее время получают менее 30 тысяч рублей и около 50% кондукторов – менее 20 тысяч рублей ежемесячно.
В «Самара Авто Газ» дефицит водителей составляет 25%, дефицит кондукторов – 35% от штата. Предприятию, осуществляющему автобусные перевозки по муниципальному заказу и муниципальным маршрутам, требуется 241 водитель (разница в 113 сотрудников по сравнению с численностью персонала в 2020 году) и 337 кондукторов (за год – минус 111 человек).
Чтобы поддерживать режим работы перевозчиков, обеспечить регулярность рейсов в соответствии с расписанием, стабилизировать доходность предприятий, городским департаментом транспорта и была инициирована работа по формированию предложений для установления тарифов на период с 2022 года. В соответствии с действующим порядком у перевозчиков были запрошены тарифные дела.
Один из основополагающих принципов – стоимость проезда должна сохраниться дифференцированной, что стимулирует безналичный расчет.
«Выгода очевидна, и с 2019 по 2021 год доля пассажиров, оплачивающих проезд наличными средствами, сократилась с 33% до 14%», – уточнил Юрий Тапилин.
Так, за 3 квартала текущего года только 14,4 миллиона поездок (14%) были оплачены «наличкой», за еще 35,3 миллиона поездок (35%) пассажиры предпочли расплатиться «безналом»; Социальные карты были предъявлены при совершении 40,2 миллиона поездок (40%); на школьные карты пришлось 3,9 миллиона поездок (4%), а льготных поездок по студенческим «проездным» в структуре пассажиропотока было 7,4 миллиона (7%).
Чтобы следующие 2 года индексация не потребовалась, оптимальным специалистами признано определение стоимости поездки в размере 32 рублей при безналичном расчете и 35 рублей за наличные средства. Предлагаемая индексация при таком варианте развития событий составит 10%, что даже меньше, чем при предыдущей индексации. А для пассажиров – льготников подорожание составит 6,4%, если все стороны в процессе обсуждений согласятся с такой методикой расчетов.
«На протяжении полутора месяцев обсуждались различные варианты, предлагаемые Администрацией Самары и транспортными предприятиями. И сегодняшнее заседание Трехсторонней комиссии показало важность социального партнерства. Аргументы каждой из сторон услышаны. Главное то, что остается социальная направленность. Увеличение стоимости проезда исключительно на уровне роста МРОТ, установленного Правительством Российской Федерации. Безусловно, это ниже уровня прогнозируемой по данным Центробанка инфляции, – прокомментировал председатель Областного Союза «Федерация профсоюзов Самарской области» Дмитрий Колесников. – Стоимость поездки по безлимитной карте, если ее рассчитать, исходя из 90 поездок, как по действующей Социальной карте, обойдется всего в 22 рубля. Надеюсь, что предложенные тарифы устроят большинство жителей Самары».
Карты на разовые поездки школьников и студентов предлагается сделать дороже лишь на 1 рубль, тогда их стоимость составит 16,6 рубля и 17 рублей соответственно. Предлагается оставить возможность удобных тарифов на 20 и 40 студенческих поездок, подняв стоимость на 20 и 40 рублей – до 330 и 660 рублей соответственно. Стоимость месячного проездного для учащихся школ предложено повысить всего на 40 рублей – до 640 рублей. По студенческой карте заявлено также незначительное повышение на 50 рублей – до 850 рублей. Для других граждан предлагается увеличить стоимость безлимитной транспортной карты с 1865 рублей до 1985 рублей (плюс 120 рублей к действующей ныне стоимости).
Хорошая новость для держателей Социальных карт жителя Самарской области: поскольку пенсионеры и другие льготники – пользователи таких «сезонок» признаны самой социально незащищенной категорией жителей, проезд для них оставят без изменений (270 рублей в месяц за 90 поездок по Социальной карте).
Самара – действительно один из немногих городов России, где предоставляются льготы на проезд в общественном транспорте. Доля льготников в общем объеме пассажиропотока остается высокой, однако перевозки таких граждан обеспечиваются в полном объеме.
Необходимо также отметить, что в случае такого изменения тарифов стоимость проезда в общественном транспорте Самары останется не самой высокой в ПФО и в целом по стране. Например, исходя из текущей ситуации, в Казани поездка обходится уже в 35 рублей, в Санкт-Петербурге – в 44 рубля, в Нижнем Новгороде – в 30 рублей, при этом «маршрутки» довезут за 35 рублей. По данным Департамента транспорта Администрации Самары, увеличение стоимости проезда в ближайшее время планируется в Пензе, Чебоксарах, Саратове, Екатеринбурге, Ульяновске, Тольятти.
На Трехсторонней комиссии были озвучены и иные инициативы. Председатель Думы городского округа Самара Алексей Дегтев и глава областной Федерации профсоюзов Дмитрий Колесников предложили расширить линейку льготных категорий, включив в нее педагогов, медиков и работников социальных служб. Перед окончательным утверждением тарифов планируется рассмотреть вопрос об их адресной поддержке.
Выслушав аргументацию, члены Трехсторонней комиссии единогласно поддержали необходимость индексации цен.
На основании представленных материалов предложения по установлению тарифов будут сформированы окончательно и направлены на согласование в Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г. о. Самара. Только после этого тема индексации стоимости проезда будет вынесена на рассмотрение городской тарифной комиссии.
«Тарифы, разумеется, пока не утверждены. Но в любом случае мы берем на себя обязательства: после повышения стоимости проезда с 2022 года тарифы будут действовать до конца 2023 года, повышений не будет. При подготовке расчетов мы ориентировались, прежде всего, на экономическую ситуацию», – резюмировал Первый вице-мэр.
В соответствии с действующим законодательством коммерческие перевозчики, работающие на обслуживаемых маршрутах, могут самостоятельно устанавливать стоимость проезда в маршрутных такси, в которых льготы на проезд не действуют.
Справочно – об итогах работы в транспортной отрасли Самары в 2021 году:
- обновлен подвижной состав самарского метрополитена – закуплен и вышел на линию новый поезд из 4-х вагонов, а также выполнен капитальный ремонт 17 вагонов, что позволило продлить срок эксплуатации этого подвижного состава на 15 лет;
- полностью заменен подвижной состав на троллейбусном маршруте № 4 – на линии задействованы современные троллейбусы «Адмирал», оснащенные системами кондиционирования и адаптированные для маломобильных граждан;
- полностью оснащены валидаторами трамваи маршрутов №№ 20, 22 (в дополнение к ранее закупленным терминалам для трамвайного маршрута № 5);
- обновлен парк автобусов – на маршруты выведены 10 автобусов «МАЗ» большой вместимости, которые также оснащены кондиционерами;
- запущено движение льготных автобусов по троллейбусному маршруту № 6 на период ограничения движения троллейбусов в связи с работами на подходах к мосту «Самарский» («Фрунзенский»);
- смонтированы и функционируют автоматические стрелочные переводы на пересечении трамвайных путей по улицам Ново-Садовой и Ново-Вокзальной, которые были отремонтированы;
- выполнены проектные работы по строительству «левого поворота» трамвайных путей с улицы Ново-Вокзальной на улицу Ставропольскую, что позволит обеспечить запуск новых трамвайных маршрутов, в том числе связывающих отдаленные Безымянку и 15-й микрорайон с 9-м, 10-м и 11-м микрорайонами;
- увеличена заработная плата водителей МП «ТТУ» на 15%, кондукторов и другого персонала – на 5%;
- для очистки воздуха от вирусов и бактерий завершается установка рециркуляторов, закупленных для подвижного состава всех видов общественного транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов), а также рециркуляторами воздуха уже оснащены все станции метро;
- одобрен инфраструктурный кредит на завершение строительства станции «Алабинская» и на строительство новой станции «Театральная», что позволит довести ветку метро до исторического центра города;
- вкладываются значительные средства в закупку средств индивидуальной защиты, экипировки, дезинфицирующих препаратов для выполнения работ по усиленной мойке и дезинфекции подвижного состава.
Справочно – о планах на 2022 год:
- продолжатся работы по обновлению подвижного состава – заявка на закупку 34-х новых трехсекционных трамвайных вагонов представлена в Правительство Российской Федерации;
- планируется строительство «левого поворота» трамвайных путей с улицы Ново-Вокзальной на улицу Ставропольскую;
- в заводских условиях продолжится капремонт оставшегося транспортного парка метрополитена.
Сетевое издание «Cod63.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+